Социализация в группе Монтессори

Цветы жизни

Садик Монтессори – это то место, где детская индивидуальность укрепляется ещё больше. Каждый ребенок – личность, со своим характером, желаниями, интересами, темпераментом. Представьте себе лужайку, на которую высадили разные виды цветов. Чтобы каждый бутон мог раскрыться, за растениями необходимо по-своему ухаживать: кому-то необходимо больше солнца, кто-то будет расти в тенистом месте, одному нужна песчаная почва, второму чернозёмная. Но за всеми этими цветочками ухаживали однотипно. В итоге не все бутоны сумели раскрыться, и не всем судилось очаровать мир своей красотой.

Недаром детей называют цветами жизни. Чтобы они росли гармонично, им необходим индивидуальный подход, который даёт система Монтессори, где каждый малыш – особая ценность.

Роль социализации в жизни ребенка

В возрасте от 2 лет дитя начинает получать опыт взаимодействия с окружающими людьми. Именно взаимодействия, а не общения, ведь не все крохи умеют разговаривать в таких малых годах и не всегда способны точно выразить словами свои желания и чувства. Но, тем не менее, невербальными средствами они дают понять, что именно желают.

Подрастая, ребятишки учатся разговаривать со сверстниками, людьми старшими за себя. Уже с 6-7 лет они нуждаются в выражении чувств, более тесном взаимопонимании, а в 2-5 лет получают базовые навыки, на основе которых будут строиться взаимоотношения с друзьями, близкими. Поэтому очень важно построить именно в таком небольшом возрасте правильные принципы социализации.

Привыкаем к разнообразию

Самой сложной детской проблемой является привыкание. Сложно оторвать малыша от любимой игрушки, книги, папы с мамой, родного дома, родственников, друзей и т.д. Конечно, родители и близкие – это люди, которые будут окружать всегда. Но в мире есть те вещи и люди, которые непостоянны.

Зачастую деткам сложно адаптироваться в новом коллективе, как в школе, так и в университете, а некоторые люди испытывают сложности даже при смене работы. Такое привыкание и излишняя привязанность формируются еще в детстве, при условии, что коммуникационные навыки развиты недостаточно.

Существуют всяческие причины такой замкнутости: от банальной нехватки опыта общения в младенчестве до неправильных выводов о себе (я неинтересный, меня не хотят брать к себе в игру).

К огромному счастью, воспитанники по методике Монтессори не будут иметь подобных проблем. В коллективе есть дети разного возраста, таким образом, у ребенка появляется возможность знакомиться не только со сверстниками, но и младшими и старшими за себя. Такой подход к формированию полезен тем, что дошкольники получают неоцененный опыт общения со всевозможными взглядами, интересами, мышлением. В будущем для них не будет проблемой завязать разговор со старшеклассником, и младшие школьники тоже являются для них потенциальными друзьями.

Так как в группе дети неодинаковых лет, её треть постоянно меняется, и ребята часто знакомятся с новенькими. Это и есть то разнообразие, которое помогает, не боятся перемен. И главное – дети ненавязчиво свыкаются с разными жизненными обстоятельствами и учатся реагировать на них без лишней драматизации событий.

Берём ответственность на себя

В садиках детки привыкают самостоятельно нести ответственность за действия. Это заложено в воспитательном подходе. Например, малютка может взять любую из игрушек на полке, но он также обязан вернуть её обратно, когда наиграется. Не разрешено отнимать материал у другого мальчика или девочки. Крошки знают, что пользоваться можно тем, что свободно.

Ещё одно правило группы – не мешать другим. Педагоги тщательно следят за выполнением этих норм. Они доходчиво объясняют на примерах, почему так делать нельзя. Одна из главных отличий воспитателя Монтессори от других его коллег то, что она никогда не ругает, а всегда уважительно относится к каждому. Ребятишки уже закладывают в себе фундамент межличностных отношений. Но главное, что все их будущее будет строиться на принципах уважения и взаимопонимания.