Игрушки в садике Монтессори

Материалы или игрушки?

Невозможно представить детство без игрушек. У каждой девочки наверняка были любимые куклы, а почти любой мальчик может похвастаться железной дорогой. Родители всячески стараются скрасить повседневную рутину своих чад, считая, что чем больше игрушек они могут позволить, тем счастливее ребячество в их детей. Но Мария Мотессори не совсем разделяла это мнение, пологая, что от классических побрякушек мало толка. Поэтому в садиках, работающих по её методике, не встретишь типичных плюшевых мишек.

Метод воспитания итальянского педагога разработан настолько, что даже детские безделушки должны приносить пользу, а не просто отвлекать и забирать время. В садике Монтессори очень много вещей позволяющих деткам развиваться и познавать мир, это тоже своеобразные игрушки, но сама Мария называла их несколько иначе, а именно – материалы.

В чём суть материалов Монтессори?

Как известно, комната, где занимаются дошкольники, поделена на 5 зон: математическая, космическая, практическая, сенсорного развития и языка. В каждом отделении находятся соответствующие пособия.

Например, зона практических навыков. Дети имеют возможность прикоснуться ко всем тем вещам, которые окружают человека изо дня в день: посуде, стиральным принадлежностям, пуговицам на одежде, замкам, инструментам, тканям и т.д. Малыши не просто, как в музее, смотрят на вещи, но и имеют полную свободу действий над ними. Они с самых малых годов получают опыт обращения с взрослыми приспособлениями: щупают их, изучают, учатся держать в руках….

Как еще один пример возьмём космическую зону. В этой части помещения размещены не только предметы теоретических знаний, но и практических. Это означает, что кроме атласов, книг, иллюстраций о живом мире, глобусов, воспитанники могут увидеть листья деревьев, потрогать их, также есть приспособления для простых физических опытов, макет солнечной системы, флаги стран, примеры традиционных костюмов народов мира и т. д и т.п.

В математическом отделении можно играть с вырезанными цифрами, составлять числа из них, а также считать вполне реальные предметы: яблоки, фигурки. Кроме этого предлагаются различные математические игры: в ящички с заданием разместить требуемое количество вещей, числовые штанги для вычисления длины, и много всего остального.

Почему материалы важнее игрушек?

Многие люди не могут понять, как маленьким может больше нравится стирать одежду, протирать пыль настоящим мылом и тряпкой, а не играть в матери-дочки.

Ответ очень простой: все дети обезьянничают за старшими, пытаются перенимать их поведение. Этим объясняется тот факт, что, к примеру, девочки могут равнодушно относиться к игрушечному набору посуды, но с радостью помогать маме, раскатывать настоящее тесто качалкой. Или мальчики, которые не любят играть с пластмассовым молотком, но обожают чинить что-то вместе с папой.

Все детские поступки сведены к тому, чтобы подражать старшим, становиться такими, как они. И наивысшая радость для малыша – это делать то, что и мама с папой. Отсюда и общее желание всех детишек: хочу быстрее вырасти и стать взрослым.

Как игрушки-материалы влияют на развитие детей?

Нет ничего более мотивирующего для ребенка, чем его собственный успех. Приспособления побуждают в дошкольниках желание пробовать и добиваться результатов. Причем это настоящие победы – первые самостоятельные шаги в жизни.

Ребята испытывают неимоверную радость, когда им удается перелить жидкость из одного сосуда в другой, завязать шнурок, правильно отсортировать одежду, решить головоломку. Кроме того, если попытка не удалась, результат тоже сразу на лицо – разлитый сок, ключ не входит в замок, остались лишние цифры и буквы в игре, пирамидка падает.

Детская заинтересованность настолько велика, что ребята будут пробовать до тех пор, пока у них это не получится. Таким образом они учатся быть напористыми, уверенными в себе. Неудачи маленькие тоже воспринимают, как повод применять новые подходы и думать по-другому до тех пор, пока не достигнут желаемого.