Как решаются конфликты по методу Монтессори?

Конфликты – это такая же неотъемлемая часть жизни, как и повседневное общение или прием пищи. Недоразумения, столкновения интересов происходят в любом возрасте, с первых шагов до последнего дыхания. Разница лишь в степени их серьёзности и важности. Конечно, детские ссоры – это всего лишь попытки что-то сделать, заканчивающиеся отпором.

Детки закладывают фундамент своего взгляда на мир в совершенно несознательном возрасте, но, когда они вырастают, поменять это мировоззрение почти нереально, разве что по искреннему желанию самого человека. От того, как ребята относятся к выяснениям отношений и самое главное – решают их, зависит их успешность во взрослой жизни.

Как ссорятся дети?

Чаще всего споры возникают на почве невозможности поделить игрушки, нежелания брать в компанию, обзывания и обидных слов. В возрасте 2-3 лет основная причина ссор – это общий предмет интереса, а самый частый метод решения – применение физической силы (малыши могут толкаться, выдирать из рук). При этом они привлекают внимание взрослых плачем, криками.

Их чуть старшие товарищи 3-5 лет уже используют слова. Как правило, разногласие возникает от нежелания одной стороны выполнять «требования» другой: «Отдай! Положи! Не трогай! Отойди! и т.д.».

В 5-6 лет происходят самые «серьёзные столкновения». Дети мыслят логичней, ссылаются на собственные убеждения и борются за первенство. Часты угрозы пожаловаться старшим, перестать разговаривать. Нередко дошкольники сами вычитывают сверстников: «Так нельзя, а мама говорила…, нужно делиться, ты не можешь так делать». Кроме того, в ход идут и невербальные способы общения: мимика (насупленные брови, сжатие кулаки), тон (язвительно-упрекающий).

Перед воспитателем стоит нелегкая задача разобраться со всем этим.

Спорные моменты

В конфликте не так важно дойти до его логического завершения, как попросту не допустить. Методика Монтессори воспитывает в детях чувство уважения друг к другу, показывает рациональные методы решения проблем, не доводя ситуации до крайней точки кипения. Весь воспитательный процесс построен на развитии в детишках умения справляться с раздорами сразу, не скапливая гнев.

Воспитанники сталкиваются ежедневно с необходимостью учитывать интерес другого ребенка, так как каждый материал (игрушка) представлены только в одном экземпляре. Естественно, что предмет может быть занят. Такой подход к размещению вещей неслучаен, он учит уступать, ставить себя на место другого.

С другой стороны это, конечно же, «благоприятная» почва для возникновения противоречий, и именно здесь важно правильное вмешательство педагога. Сначала она отвлекает ребенка, спрашивая его о материале: «Тебе нравится эта игрушка? Чем именно?». Потом переключает внимание на малыша, у которого в данный момент эта игрушка, и говорит, что вот, например, Даша, поиграет с ней и поставит на место. Таким образом, учительница подчеркивает, что другой человек сейчас пользуется вещью, и что он сейчас имеет на это право. Кроме того, прививается понятие порядка. Все вещи должны быть поставлены на место.

Учимся дипломатии с детства

В методике Монтессори широко распространена техника «Столик мира». В тихом укромном месте располагается уютный небольшой столик. Детишек, когда они повздорили, просят присесть за него. Сначала высказывается тот, кого обидели. Обидчик должен выслушать мнение второго. Воспитатель просит его подержать в руках предмет со стола, некую эстафету, это и символ переговоров и просто предмет, который отвлекает внимание. Потом высказывается второй. Всё это происходит под руководством воспитателя.

Существуют разные подходы и методы работы со «столиком мира». Это и песочные часы, свечи, которые тушатся, когда мир восторжествовал. Смысл – научить детей мирно решать конфликты, слушать и слышать других, вести полемику, не перебивать. Этих качеств недостает даже многим взрослым, но дети, воспитанные на таких принципах справедливости, гораздо проще будут реагировать на споры в будущем и не станут копить в себе злость.