Личность — начинается со Свободы. (Монтессори М.)

Почему важно позволять ребенку делать самостоятельный выбор?

В детских садиках по методике Монтессори все дети имеют возможность выбирать занятие по душе. Конечно, есть исключения, когда, например, ребята собираются в один круг, слушают рассказ преподавателя, делятся впечатлениями за день, но в большей степени они самостоятельно решают что, где, когда и сколько им делать.

Как методика Монтессори трактует право ребенка на собственное мнение?

Согласно концепции самого автора, воспитатели должны помогать малышу в развитии личных качеств и навыков. А кто же, как не сами малыши в таком крошечном возрасте могут знать, что их наиболее интересует в данный период дня и даже жизни? Если взрослый пытается навязать свою «игру», которая ещё и не нравится ребенку, то он рискует отбить у маленького желание работать в дальнейшем. В случае, когда одним делом занята вся группа, маловероятно, что большинству по душе именно то, что преподаёт учитель.

Мария Монтессори считала, что такой коллективизм неблагоприятно влияет на раскрытие маленького человека как личности. От полугода до 6 лет дети развиваются особенно активно, все знания о мире они постигают экспериментально, путем щупанья предметов, их рассматривания. В этом процессе задействованы все органы чувств человека.

 

На определенном этапе взросления у детишек возникает необходимость в постижении тех или иных сфер жизни, причем у всех в разное время. В одинаковом возрасте кто-то уже читает первые слоги, а кто-то только совершенствует речь. Комнаты в группе специально имеют 5 отделений, где есть возможность узнать всё необходимое. Поэтому нет смысла бояться того, что ребенок может «опустить» некоторые важные знания. Рано или поздно он придёт к ним.

Все мы родом из детства

Именно так любят выражаться психологи. Некоторые люди думают, что все эти методики раннего воспитания не имеют сильного влияния на будущее и уже во втором классе полученное в садике уходит на второй план. Возможно, друзья из группы и воспитатели действительно исчезают из памяти, но только не мышление, привитое в раннем возрасте. Поясним.

Много психологов, среди которых и Альфред Адлер, считают, что комплекс неполноценности приобретается в детстве. Из наблюдений он сделал вывод, что еще в ребячестве дети сталкиваются с личностями, более сильными, чем они сами (родители, старшие братья, сёстры). Малыши привыкли опираться на них и осознают свою беспомощность. Отсюда абсолютно здоровое, природное желание добиться признания и совершенства. Дети часто выражают это в виде фраз: «Хочу быть сильным, как папа. Хочу быть красивой, как мама».

Как дошкольное воспитание влияет на взрослую жизнь?

Малыши ищут способ повысить свою самооценку, доказать всем свою значимость. Здесь важно правильно показать им то, за что их можно уважать, иначе могут возникнуть серьезные недоразумения в будущем. Если дети ошибочно сведут свою самооценку к конкретным словам или действиям взрослых – это уже проблема. Например, мальчика часто хвалят за то, что он учит математику, но если у него что-то не получается, или он проявил нежелание считать, то получает в ответ неудовольствие воспитателя. Такой мальчишка начинает думать, что он хороший, если у него всё получается, а если он ошибся или не желает делать то, что хочет взрослый — он плохой. Отсюда и комплексы.

Система Монтессори построена так, чтобы детишки не боялись проявлять своё «я», ошибались и не опасались этого, снова пробовали. Ведь преподаватель Монтессори не привязывает самооценку к результатам, не ругает и не выделяет. Дети знают, что их ценят уже за то, что они действуют, познают новое. Такой ребенок не будет остерегаться проявлять себя во взрослом мире, ведь знает, что его любят за то, что он такой есть, а не за конкретные материальные успехи.

Все мамы и папы хотят видеть своих детей счастливыми, но не все готовы понять, что взрослое толкование этого слова может отличаться от детского. Каждый ребенок может быть счастливым, главное видеть в нем индивидуальность, а не свою копию.