МАМА Я РАСТУ КАК МНЕ НАДО

Когда ребенок в семье первый – внимание со стороны родных, а особенно мамы, иногда граничит с патологической формой страха, который перерастает в постоянную привычку волноваться за своего кроху порой по пустякам. Почему — то мамы то и дело сравнивают своих малышей во всем, в чем только можно – в приобретенных навыках, росте, весе, превращая ежедневный процесс сравнения в целое соревнование между своим малышом и его сверстниками. И не дай боже, если ребенок отстанет по каким-либо параметрам – чем не повод очередному волнению! При этом никто не берет во внимание, какой конституции сами родители, ребенок появился на свет доношенным или недоношенным.

С каждым возрастом список маминых беспокойств растет. Бабушки тоже «помогают обрести покой» рассказами о том, что умели их дети, тем самым только подливают масло в огонь. Но ни те, ни другие не задумываются, а пойдут ли все эти переживания и стремление искусственно «догнать» сверстников по тому или иному показателю на пользу самому малышу. Поэтому первое правило, которое надо понять и принять маме — каждый малыш развивается по своей сугубо личной программе, которую отписала матушка-природа. А главным ориентиром пусть станет задорное настроение и завидно прекрасное самочувствие малыша.

Его величество генофонд

Нельзя опровергнуть тот факт, что склонность к тому или иному типу мышления, проявление определенных творческих способностей передается по наследству. И в дар принять любой из талантов можно не только от папы с мамой, талантом могли «поделиться» и бабушки с дедушками и дяди с тетями. А уже в дальнейшем на общую картину развития наклонности к чему — либо способны повлиять социальная среда, в которой растет малыш и его темперамент.

Так, например, ребенок, родившийся с определенным музыкальным слухом, и растущий в семье музыкантов будет с первых дней жизни воспитываться в музыкальной среде. Музыка станет для него своеобразным языком восприятием окружающего мира. Музыкальные способности будут постепенно развиваться самостоятельно. Потом такой малыш непременно из-за интереса и привычки к музыке освоит игру на одном из музыкальных инструментов, обязательно будет вращаться в кругу таких же, как и он сам, творческих личностей. И, возможно, сделает свое увлечение нечто большим, чем простым владением инструментом.

А теперь можно рассмотреть ход развития приобретенного музыкального слуха у ребенка, который родился в семье бухгалтеров. Перспектива развития музыкального задатка имеет другой характер. Здесь обязательным шагом родителей станет привитие интереса к музыке – например, познакомить малыша с произведениями величайших исполнителей, отдать его в музыкальную школу. Только развиваться в творческом направлении этот малыш будет гораздо медленнее, чем тот, который окружен музыкой изо дня в день, так как придется постигать все с азов. Поэтому, правило второе, для своевременного и результативного развития творческих способностей у малыша необходим личный пример.

Также полезным для ребенка не только на данном этапе формирования его качеств и способностей, но и в будущем – это приучить его к усердию. Нередко награжденные талантом, но с ленцой люди проигрывают менее одаренным, но упорным товарищам.

Стимул и еще раз стимул!

Если мама хочет, чтобы ребенок стал более усидчивым и занимался развивающими занятиями дольше, то необходимо самой маме или папе участвовать в этом процессе. Ведь вместе игра становится не просто задорно-веселой, но и приобретает иной смысл – появляется элемент соревнования! А здоровая конкуренция, хоть и не в равных силах – это верный спутник для самосовершенствования.

Не следует, конечно, насильно заставлять ребенка заняться рисованием, пением, гимнастикой или настаивать на продолжении уже выбранного занятия. Так можно не только отбить интерес от предлагаемого творческого задания, но и вовсе невольно привить отвращение к этому виду творчества, превратив его в глазах ребенка в «наказание».

Искренне проявляемый интерес к игре родителями, помогает малышу автоматически настроиться на аналогичную волну. В таком настроении дети легче схватывают новую информацию. Большую роль играют поощрения, похвала и слова одобрения. Одобряющий взгляд папы, искреннее восхищение мамы дают понять малышу, что он движется в нужном направлении, а это делает его уверенным. Но и тут нельзя переборщить – ведь малыш должен иметь адекватную самооценку.

Поэтому, правило третье — все должно быть в меру.

По известной методике Монтессори правильнее отдать право выбора малышу. Добровольному началу всегда сопутствует личное желание и энтузиазм — наряду с ними игра или занятие пройдут увлекательно и легко. Исходя из этого, правило четвертое: не принуждать, а предлагать.
Большое значение приобретает то, как реагируют родители на совершенные ошибки и неудачи ребенка в процессе освоения нового. Дети, которые подвергаются постоянной критике, которых ругают за поломанное, пролитое, криво нарисованное, не тем цветом закрашенное – никогда не приобретут уверенность, по крайней мере — в освоении данных знаний! Поэтому, правило пятое и нарушение, которого ведет к нехорошим последствиям: не критиковать, не отчитывать за допущенные ошибки и неаккуратность исполнения, не ограничивать поле деятельности.

И опять эти нормы…

Да, не смотря на просьбу к молодым мамам не волноваться и не паниковать почем зря, объясняя все индивидуальностью в развитии малыша и своим графиком в приобретении физических и умственных навыков, ни в коем случае не исключается возможность действительно серьезного отклонения. Для этого и существуют система норм, разработанная ВОЗ, где показатели рассчитаны непосредственно, исходя из «свежих», но при этом эпизодически стабильных статистических данных, экологических факторов и общего состояния здоровья страны на сегодняшний день.

То есть, существуют определенные нормы, когда ребенок должен научиться, к примеру, сидеть. Да, некоторые из детишек осваивают это уже с 5 месяцев, кто-то с семи сидит, заваливаясь все еще на бок. Но если все попытки ребенка усидеть хоть пару секунд не увенчались успехом в 8-9 месяцев – это сигнал проблемы со здоровьем центральной нервной системы, которую нельзя и опасно игнорировать!

То же дело обстоит и с прибавкой в росте и весе. Если результаты посещения участкового врача в месяцы периодического медосмотра не радуют желаемыми цифрами – не повод переживать. Тем более, если эти самые цифры закономерно отмечены в нормативной детской таблице. Главное, чтобы прибавка в граммах и сантиметрах была регулярным событием. А уж, какой ритм всему этому будет задан — определит природа малыша — одному ему и известно. Вот и шестое правило: не мешать, но заботиться.

Ну и, конечно же, не справедливым будет, требовать от своего чада активности и подвижности, если чадо из манежа то и дело наблюдает папу за компьютером, а маму за телефонным разговором. Для того, что бы малыш радовал своими достижениями, был здоров и весел, необходимо соблюдать здоровый образ жизни всей семьей.