Мария Монтессори "Дети - другие"

Книга Мария Монтессори "Дети - другие" - одна из лучших её работ. Само название говорит за себя. У ребёнка всё по - другому. Например, психика: у человека процесс приобретения знаний осуществляется благодаря анализу и синтезу всего происходящего вокруг. У ребёнка же этот процесс происходит целиком. Нам кажется, что малыш выучил, как называется цветок. Но маленький ребёнок не имеет памяти, поскольку ему её надо выстроить.

Также по - другому происходит процесс восприятия времени, чем у взрослых. Естественный ритм жизни малыша идёт медленнее. Жизнь ребёнка заключается в конкретном моменте, а у взрослого - в планировании, выделении самых срочных и неотложных дел. Познания маленьких детей осуществляется благодаря своим собственным действиям. У взрослых существует большая вариативность: они могут познавать мир через чтение, наблюдения, восприятие информации на слух. Познание мира малышом происходит благодаря собственному переживанию чувств, прожитых в действии. Подражание взрослым близким людям - любимое занятие детей, но наряду с этим независимость от всех - самое сильное чувство детства. Чувство удовлетворения появляется у ребёнка, в отличии от взрослых, не после того, как он достигнет результата, а после самого процесса выполнения этого действия.

В своей работе Мария Монтессори"Дети - другие" благодаря своим наблюдениям, выделила те периоды восприимчивости, которые в большинстве случаев происходят только в детском возрасте. Такие периоды восприимчивости она называет"сенситивными фазами развития". Например, у большей части детей их сенситивный период в развитии языка идёт на убыль уже к 5 -6 годам жизни. Именно тогда эти малыши начинают понимать всю речь, которую произносят окружающие его люди. А его собственная речь становится понятна для всех.

Cтремление 2 - 4 летнего ребёнка к порядку - особый период восприимчивости, по мнению Монтессори. Для малыша важно по утрам после своего пробуждения видеть, что в комнате порядок, и каждая вещь занимает своё собственное место. В этом возрасте существует стремление к ритуальному выполнению любых действий: он подготавливается к еде, собирается на прогулку, обращается с отдельными предметами из его окружения.

По классификации Монтессори существовали ещё периоды детской восприимчивости. Это периоды, на протяжении которых развивались движения, социальные навыки, интерес к маленьким вещам. Мария Монтессори ввела такой феномен как нормализация. Это когда окружающее ребенка пространство даёт ему возможность творчески действовать. В результате чего несогласованные вспышки энергии ребёнка воссоединяются, что приводит к возникновению"нового ребёнка". Процесс нормализации происходит тогда, когда ребёнок концентрируется на какой-нибудь виде деятельности.

Отсюда следует, что все окружающие ребёнка предметы должны вызывать у него огромный интерес, могли использоваться конкретно по своему назначению. Главное в свободе ребёнка - свобода его действий. Безусловно, это не является конечным результатом воспитания, но в отличии от своих сверстников нормализованные дети показывают прекрасные результаты в области человеческих качеств. А это, согласитесь, немало!