Математические материалы Монтессори

Принято делить математические материалы Монтессори на несколько групп, в зависимости от их назначения. Изучение математики начинается со знакомства со счётом до десяти. Дети учатся пересчитывать отрезки красно-синих штанг, различные предметы и делают попытки зафиксировать свои результаты с помощью цифр.
Любопытная логика, повторяющаяся в последовательности предъявления материала ребёнку. Прежде всего ему показывают, как действовать с конкретными предметами пересчёта: штангами, веретенами, счётными палочками и др. Затем, совершенно отдельно, предъявляются шершавые цифры, то есть абстрактные изображения пересчёта. На следующем этапе предметы и цифры в специальной презентации объединяются. То есть понятие числа рождается на стыке представлений о количестве конкретных, осязаемых предметов и письменного знака (цифры).
Рассмотрим основные математические материалы по системе Монтессори.

  1. К ПЕРВОЙ группе материалов, обучающих математике, относятся математические штанги, которые помогают:
    - изучить счёт до десяти,
    - научиться распознавать и писать числа с помощью цифр,
    - познакомиться с понятием количество,
    - прояснить смысл нуля, который обозначает отсутствие чего-либо или "пустое место", понятие чётности и нечётности.
  2. ВТОРУЮ группу материалов по Монтессори для математики составляет прежде всего, так называемый, "Золотой математический материал", который знакомит ребёнка с количествами, представленными единицами - в виде бусин, десятками - в виде стерженьков, квадратами - сотнями, кубами - тысячами. В золотой материал входят также и таблички с цифрами. Сначала представлены 1, 10, 100 и 1000, а затем 20, 30... 90 и 200, 300... 900 и 2000, 3000 и 9000. С помощью бусин и цифр ребёнок может выстроить на одном или двух коврах образ десятичной системы счисления. Обычно такое построение удается осуществить даже 4-5 летнему ребёнку. Грандиозность и красота картины поражает и взрослых. В дальнейшем, набор многозначного числа и бусин "Золотого" материала и "запись" его с помощью цифр легко вводит ребёнка в понимание структуры числа. Дети начинают считать не с первого десятка, как это принято в других педагогических примерах, а с легкостью оперируют сразу четырёхзначными числами. Сложные арифметические примеры, которые школьники учатся решать, записывая в столбик, малыши "рисуют" и считывают на своих ковриках с помощью бусин "Золотого материала" или играя "в марки".
  3. Математическим материалом ТРЕТЬЕЙ группы являются Доски Сегена - известный в психологии тестовый материал, который Монтессори предложила детям в качестве дидактического. С их помощью, а также с помощью цепочек из цветных бус, малыши запоминают названия чисел, считают без перехода и с переходом через десяток и сотню.
  4. ЧЕТВЁРТАЯ группа математических материалов даёт возможность детям упражняться в арифметике и легко запоминать таблицы сложения, вычитания, умножения и деления.

Также существуют и более сложные математические материалы Монтессори, предназначенные для освоения других математических понятий. Их используют учителя математики в работе с учениками начальных школ Монтессори.