Метод Монтессори: часто задаваемые вопросы и ответы на них

В нашей стране детские садики по методике Монтессори становятся всё более и более популярными. Увы, очень часто у родителей возникает неправильное понимание их сути. Кроме того, в интернете ширятся ошибочные убеждения по поводу всей системы воспитания дошкольников. Мы собрали самые популярные вопросы и постараемся дать лаконичные ответы на них.

Какая роль педагога в системе Монтессори?

Функция преподавателя – подтолкнуть ребенка к знаниям, поддержать в нём интерес к саморазвитию. Воспитатель исполняет роль модератора, который следит за гармоничным процессом взросления. Он знает слабые и сильные стороны каждого, поощряет желание узнавать новое и при необходимости придет на помощь. Преподаватель не указывает, что делать или нет, он дает полную свободу выбора в рамках допустимых правил. Таким образом, дети имеют возможность воспитать в себе самостоятельность, что немаловажно для психической полноценности в будущем.

Насколько система актуальна в наше время, учитывая, что со времён её появления прошло больше 100 лет?

Время идёт, но физиологическое развитие детей осталось прежним. До 6 лет ребенок развивает речь, параллельно происходят изменения в других процессах. С 12 месяцев дитя учится усваивать движения, а с 1,5 года он начинает понимать суть правил и порядков. По достижению 2 лет детки хотят все пощупать, потрогать, происходит развитие мелкой моторики. Чуть позже они проходят этап социальной адаптации, начиная ощущать себя членом общества. Мария Монтессори и её метод позволяют детишкам работать с темы материалами, которые необходимы им именно в этот период жизни, помогая гармонично расти.

В группах Монтессори зачастую очень тихо. Почему дети ведут себя так нетипично?

Вспомните ребенка, который очень чем-то заинтересован. Он не шумит, не балуется, всё его внимание сконцентрировано на, собственно, источнике интереса. То же происходит и в садике. Имея возможность самим выбирать занятие, дети полностью удовлетворяют свои потребности, им искренне интересно.

Бытует мнение, что детишкам, воспитанникам садиков по методике Монтессори, сложно привыкать к школьной дисциплине и порядкам. Насколько это верно?

Да, в садике малыши привыкли делать то, что сами считают себе во благо. Как и у каждого первоклассника у них возникнет много вопросов и внутренних противоречий. Но, ребята уже с младенческих годов знают, как адаптироваться к разным обстоятельствам. Детки из обычных садиков также привыкли к некоторой свободе, игрушкам. Они такие же «новички» в школьной жизни, как и те, кто занимался по методике. Только вторые больше готовы к чему-то новому.

Можно ли «пускать на самотёк» образование в таком маленьком возрасте?

На самом деле, чем бы ни занимались кнопки, они всё равно развиваются. В садике Монтессори нет возможности терять время впустую. Каждая из зон, где могут заниматься малыши, приносит пользу и вырабатывает те или иные навыки. Ребенок сам ощущает потребность в усовершенствовании и, соответственно, выбирает место и материал.

В садике по методике Монтессори нет игрушек. Какое детство без игрушек?

Мария Монтессори считала, что игрушки должны приносить пользу, она даже не употребляла этого слова в отношении предметов для детского досуга и называла их «материалами», а вместо глагола «играть» использовала «заниматься». Каждая вещь в садике имеет своё предназначение. В современных магазинах полно так называемых «развивающих игрушек», что дают понятия формы предметов, размеров, веса и т.д. Такие же приспособления есть и в садике. Просто игрушки подобраны так, чтобы они могли чему-то научить.

Насколько разные по возрасту дети ладят между собой в одной группе?

Такое распределение ребят можно считать огромным плюсом, ведь в обычных группах зачастую ведется борьба за первенство. Здесь же преобладает природная иерархия – старший лидер. Занимаясь в таких группах, ребенок имеет возможность почувствовать себя во всех социальных ролях, от самого маленького до самого большого. К тому же дети учатся общаться не только со сверстниками, но и с младшими и старшими за себя.