Методика Марии Монтессори - мир, в котором всем комфортно

О садах и школах Монтессори слышали многие родители. Такие образовательные учреждения есть практически в каждом городе. Главный принцип метода заключается в свободе деятельности детей, дисциплине и самостоятельности. Многие родители мечтают отдать ребенка в садик, где он сможет развиваться.

Биография Марии Монтессори

Родилась Мария 31 августа 1870 года в аристократической семье, в Кьяравалле. С детства она проявляла интерес к учебе, и мама во всем поддерживала ее. Больше всего любима математику. В 12 лет поступила в мужскую школу и обучение было успешным.

После окончания школы выучилась на врача. Будучи студенткой, работала в больнице. Именно в эти моменты возникли идеи новой методики для работы с особыми детьми. Окончив университет, она вышла замуж. Первое время посвятила себя частной практике, а позже много трудилась над своими начинаниями, в чем ей помогал супруг.

Последние 45 лет своей жизни она посвятила совершенствованию и внедрению системы. Несмотря на необходимость в переезде, Мария не прекращала свои работы. До последних дней своей жизни она продолжала собственное дело.

История появления методики

Итальянский педагог Мария Монтессори является одной из первых женщин, которая создала собственную педагогическую систему. Работая в психиатрической клинике, она переживала, что с детьми с особенностями развития никто не занимается. Поэтому решила позаботиться об их развитии, разработав специальную систему.

После применения, педагог пришла к выводу, что ее воспитанники умные и способные на выполнение разных задач. Убедившись в успехе разработки, она решила адаптировать образовательно-развивающую систему для всех детей.

При работе, педагогом создавалась особая среда, в которой дети чувствовали себя комфортно, получали навыки самообслуживания. Реализация происходила в игровой форме, которые основываются на тактильной чувствительности. В дальнейшем, методика стала применяться для здоровых и необычных детей. Благодаря тому, что методика легко подстраивается под умения каждого малыша, сделать это было просто.

Основные принципы

Суть педагогики заключается в том, чтобы дать ребенку возможность развиваться самостоятельно в комфортной среде обитания. Методика работает при соблюдении основных принципов:

  1. Предоставление возможности выбора малышу в виде деятельности. Необходимо предоставить свободу действий, мышления, право выбора интересного занятия для себя.
  2. В разновозрастных группах детишки приобретают лидерские качества, учатся помогать друг другу, оказывать поддержку.
  3. Занятия необходимо проводить в специально подготовленной комнате с несколькими зонами.
  4. Задание взрослого – оказать помощь, а не быть наставником.
  5. Нельзя критиковать малыша в случае ошибки.
  6. Развитие речи, внимания, памяти, интеллекта происходит за счет выполнения аккуратных действий с мелкими предметами.
  7. Наличие книг в одном экземпляре учат детей договариваться между собой. Важно размещать предметы так, чтобы дети сами могли их взять.
  8. Правила поддержания порядка – после игры или чтения книг, необходимо положить предмет на место.

Преимуществом монтессори-метода является то, что детишки в раннем возрасте могут развиваться в своем темпе. Они занимаются только интересными для себя делами, контактируют со сверстниками, не соревнуясь между собой.

Подходит такая система для родителей, которым важен индивидуальный подход к их малышу. Непоседам и творческим маленьким личностям будет скучно пребывать в такой группе. У стеснительных детей могут возникнуть проблемы с общением со сверстниками. Поэтому родителям следует принять правильное решение по поводу развития их малыша.

Роль взрослого в системе

На первый взгляд может показаться, что роль взрослого незначительная. Но на самом деле это не так. Воспитателю предстоит хорошо вникнуть в систему, чтобы создать идеальные условия для детей, а также обеспечить их дидактическим материалом.

Изначально малыш сам должен выбрать материал, а задача воспитателя – помочь ему заинтересоваться, выполнить задачу. Во время игры, ребенок может ошибаться, искать другие решения. Эта активность позволяет совершать новые открытия подрастающему поколению. Главное взрослым не мешать в этом, чтобы не сбить малыша из пути.

Наблюдение, предоставление задач и оказание помощи в их решении – это основное задание воспитателя. При этом, взрослому человеку необходимо находиться на одном уровне с малышом, сидеть вместе с ним на полу.

Развивающая среда

Ключевой элемент в системе – это создание правильной среды, что поможет детишкам развиваться самостоятельно, без опеки взрослых. Все маленькие детки познают мир. Для этого они трогают различные предметы, нюхают их, пробуют на вкус. Ускорять процесс развития не нужно. Необходимо только позаботиться о том, чтобы интерес к познанию не пропал.

Следуя определенной логике, необходимо выстроить подходящие условия, создав несколько зон:

  • Упражнения в повседневной жизни – происходит обучение в обращении со своими вещами, по уходу за собой.
  • Родной язык – наличие букв, фонетики с целью расширить словарный запас.
  • Сенсорное восприятие – помогает изучить форму, размеры, развить органы чувств.
  • Космос – знакомство с анатомией, зоологией, географией, астрономией и другими науками.
  • Математика – понятие чисел, их порядка, состава.

Столы в комнате не нужны. Вместо них необходимо расстилать коврики, которые детишки смогу переместить. Также можно поставить маленькие столики со стульчиками, которые также можно передвинуть.

Роль дидактического материала

К дидактическому материалу относятся не только игрушки, но и те изделия, которые используются в повседневной жизни. Это могут быть совершенно любые предметы:

  • Салфетки;
  • Ложки;
  • Вилки;
  • Кружки;
  • Геометрические фигурки;
  • Башни;
  • Формочки-вкладыши;
  • Изделия из картона, бумаги и другие.

Монтессори-материалы по уровню ясности, структуре и логической последовательности соответствуют периодам наибольшей восприимчивости развития малыша. Эти периоды, благоприятные для знакомства с некоторыми видами деятельности.

Каждый педагог знает, что детки дошкольного возраста всю информацию воспринимают через органы чувств. В зависимости от выбранного материала, развиваются определенные органы восприятия. Это могут быть вкусовые банки, которые развивают вкусовые качества, ящики с кусочками ткани, для формирования тактильного восприятия и так далее.

Тяжёлые таблички предназначены для различения веса. Цветные для различения цветов. Малышам предстоит познакомиться со всеми предметами, которые помогают развить все органы чувств. А также важно подумать над тем, как эти предметы соединить.

Правила работы с материалом

Работая с монтессори-материалами, следует соблюдать определенные правила, чтобы не повредить его и добиться хорошего результата:

  1. Размещать предметы надо на уровне глаз детишек.
  2. Относиться к материалам следует аккуратно.
  3. Запрещается передавать пособие из рук в руки другим участникам группы.
  4. Необходимо придерживаться последовательности действий: выбор, подготовка рабочего места, выполнение задач, возвращение изделия на место.
  5. Дети могут взаимодействовать с пособием, следуя своим знаниям.
  6. Работать нужно только с одним материалом и не отвлекаться на другой.

При коллективных играх, некоторые правила не действуют. То есть, дети могут использовать несколько предметов, передавать их друг другу.

Методика Монтессори в семье

Родители должны принимать активное участие в развитии ребенка. Чтобы дети могли быстро адаптироваться в системе, необходимо оказать им помощь. Для этого мамы и папы сами должны принять методику, чтобы их дочь или сын чувствовали себя в полном комфорте.

В домашних условиях можно создать небольшую монтессори-среду, используя подручные средства, которые есть дома. Главное находиться вместе с ребенком в равноправном положении. Нельзя осуждать, ругать ребенка в случае ошибки. Следует помогать ему осваивать что-то новое, придерживаясь самых лучших манер в общении.

Уделив немного времени, можно очень весело и интересно провести время со своим чадом, не навязывая ему свое мнение. В этом и заключается вся суть. Важно предоставить малышу право выбора и после того, как он отдаст предпочтение определенному предмету, помочь не потерять интерес.

Насколько универсален такой подход?

Как известно, метод разрабатывался для детей с особенностями в развитии. Но на сегодняшний день он широко применяется для обычных и талантливых детей. Универсальных подходов, как и в остальных науках, просто нет. Но точно следуя принципам методики, вреда это не принесет.

Дети и так любят познавать все новое. Но монтессори-метод позволяет им ни отвлекаться, ни терять интерес к выбранному занятию. А все детишки часто отвлекаются и реагируют на отвлекающие факторы. Чтобы добиться хороших результатов, необходимо привлекать ребенка к этому с самого рождения.

Нужно перестать ругать школьника или дошкольника за ошибки, постараться привить любовь к книгам и развивающим играм, а не к гаджетам. Многие педагоги отказываются от применения телефонов, использования интернета, несмотря на полное окружение ими.

Методика Монтессори в детском саду

Данный метод был разработан более 100 лет назад и по сегодняшний день используется во многих садиках. Для родителей, которые хотят для своих детей самого лучшего, такой метод, это уникальная возможность.

Главный принцип – помогите мне сделать это самому. Участники группы имеют возможность исследовать и познавать что-то новое без вмешательств со стороны взрослых. Благодаря этому дети вырастают личностями, которые всегда имеют свое мнение и точно знают, чего хотят.

Маленьким детям очень сложно влиться в коллектив и привыкнуть к тому, что рядом нет мамы. Но благодаря возможности выбора интересных занятий, время летит незаметно. Детки учатся взрослеть и получают от этого удовольствие.

Методика Монтессори в дальнейшем поможет ребенку с интересом отправиться в школу, где его ждут знания. Современные детские сады, работающие по данному методу, полностью обустроены для комфорта младшего поколения. В них есть необходимые зоны, масса обучающего материала и множество интересных игр.

Общение педагогов происходит на одном уровне с детьми. Учитель ведет постоянное наблюдение за каждым ребенком в помещении, становится другом и помощником. Дети могут рисовать, контактировать с водой, выполнять разные упражнения. Это позволяет полностью погрузиться в игру, забыв обо всем на свете.

Преимущества методики

Создать мир, в котором все будут чувствовать себя комфортно – это сложная задача. Но сделать это возможно, с помощью метода Монтессори. К основным его преимуществам можно отнести:

  • Свободу личности;
  • Возможность самостоятельного развития;
  • Отсутствие критики;
  • Вовлечение в процесс игры;
  • Умственное развитие;
  • Возможность учится у старших;
  • Забота о младших;
  • Принятие собственных решений.

Важно научить детей не мешать друг другу, не шуметь. Сразу не все получается, но со временем ребенок научится ухаживать за собой, убирать после себя игрушки, не выдирать из рук игрушку. Данная методика обладает множеством достоинств. Но не стоит забывать о том, что она может подойти не всем детям.

Решение по этому поводу следует принимать исходя из личных качеств своего чада. Для начала можно провести пробное занятие, понаблюдать за реакцией. Если ребенок сразу вникнет и это покается ему интересным, тогда можно посещать такие занятия в дальнейшем. В случае неудачи, следует обратить внимание на другие методы. Детям всегда по душе сказки, рисование, общение со сверстниками и игры.