Сенситивные периоды развития ребёнка по Марии Монтессори

Одной из задач в деятельности Марии Монтессори была задача определить сенситивные периоды развития ребёнка. Сенситивными называют периоды, во время которых восприимчивость детей к определённым способам и видам деятельности носит особый характер. Под способами понимается эмоциональное реагирование; индивидуальное развитие каждой черты характера, в основе которой находится внутренний импульс. Смысл сенситивных периодов заключается в том, чтобы дети имели принципиальные возможности внутренних необходимых ему знаний, умений, способов поведения и т. п.

Мария Монтессори наблюдала такие фазы развития у маленьких детей. Она утверждала, что благодаря такой восприимчивости каждый ребёнок имеет возможность создать индивидуальную интенсивную взаимосвязь между внешним миром и собой. И тогда всё для ребёнка становится легко. Все его усилия приобретают удвоенную силу. После ослабевания одного из этих духовных пристрастий, воспламеняется другой огонёк. Таким образом ребёнок продвигается к новой победе, окружённый мощным потоком жизненной силы, которая неведома взрослым, под названием"радость и счастье детства".

Конечно, можно достичь результатов в развитии малыша, не делая акцент на сенситивные периоды развития ребёнка, но тогда взрослый должен приложить к этому максимум усилий воли, своего напряжения и труда. А в моменты сенситивного развития происходит спонтанное инициирование учебного процесса, то есть сама окружающая действительность даёт возможность созидательному потенциалу ребёнка и способствует приобретению им жизненного опыта.

Мария Монтессори дала такую классификацию сенситивных фаз. Наибольшая их часть была известна и ранее. Но открытие Монтессори заключалось в определении порядка сенситивных фаз.

Сенситивные периоды развития ребёнка:

  1. Период развития речи (с рождения до 6 лет).

  2. Период восприятия порядка (с рождения до 3 лет).

  3. Период сенсорного развития (с рождения до 5, 5 лет).

  4. Период восприятия маленьких предметов (1, 5 - 5, 5 лет).

  5. Период развития движений и действий (1 - 4 года).

  6. Период развития социальных навыков (2, 5 - 6 лет).

Самый активный период развития от 2 до 2, 5 лет. Ребёнок нуждается во внешнем порядке в окружающей его действительности, подобно ритуалу, он ставит все предметы на место. В этот возрастной период внутренний и внешний ритм влияет на жизнь ребёнка. Как же определить в обыденной жизни, что малыш переживает сенситивную фазу порядка?

За обеденным столом все члены семьи имеют своё излюбленное место. Мама всегда сидит рядом с малышом, бабушка поближе к плите, а папа занимает место у окна. Но сегодня почему - то бабушка села рядом с малышом, дедушка сел на папино место, а мама никак не может отойти от плиты. Ребёнок беспокоен, он капризничает, отказывается от еды. Реакция членов семьи соответствующая. Все в напряжении. Но всё вдруг проходит, когда члены семьи располагаются по своим местам. Для ребёнка внешний порядок приравнивается к внутреннему, поэтому очень важно уделять большое внимание обустройству пространства детского окружения. Всё должно быть рационально, красиво, аккуратно обустроено. Порядок должен царить в комнате с того момента, как только малыш открывает свои глаза после пробуждения.

В своей методике Мария Монтессори для каждого сенситивного периода предусмотрела серию упражнений, благодаря которым в условиях свободного выбора и сформированности умения выбирать, ребёнок распознаёт и удовлетворяет свои потребности, которые определяют его актуальное развитие и намечают перспективы дальнейшей работы.