Сенсорные упражнения на основе метода Монтессори

Для развития речи у малыша главенствующую роль отводят зрелости, готовности его к сенсомоторике, под которой подразумевают взаимную координацию сенсорных и моторных видов деятельности. Это должно побудить родителей на создание для ребенка условий для развития его сенсорной моторики, в частности мышц рук и точных движений пальцев. Когда наблюдаешь за детьми от 2 до 6 лет, напрашивается вывод, что именно этот период в жизни ребёнка является сенситивным. В течении этого времени, малыш наиболее восприимчив для естественного, а также спонтанного развития мускулатуры рук, и здесь центральное место должны занимать сенсорные упражнения.

Педагогов, которые работают в садиках по системе Монтессори, часто осуждают за то, что они мало общаются с детьми. Ведь большинство людей убеждено, что нельзя развивать речь ребёнка в обстановке тишины. Но еще сотню лет назад учеными было доказано существование прямой взаимосвязи развития детской речи от физиологии. Ведь центр речи взаимосвязан как с центром верхних конечностей, так и нижних, вот почему сенсорные упражнения для маленьких рук и ног в целом благотворно влияют на развитие речи малышей. Поэтому дети в Монтессори-садах развивают свою речь в тишине, без лишнего шума.

Предлагаем обзор некоторых сенсорных упражнений по методу Монтессори.

Выжимание губки:

Дети от 2 до 3 лет с большим удовольствием выполняют данное сенсорное упражнение. Перед малышом стоят две емкости, в одной из которых до половины налита вода. Задача ребёнка - погрузить губку в воду и выжать в пустой тазик. Затем намочить и снова выжать. Данное упражнение очень хорошо тренирует мышцы кистей рук.

Прищепки в корзине:

Смысловая нагрузка этого сенсорного упражнения заключается в многократном повторении движений сжимания и разжимания бельевой прищепки. Данное задание – это отличная зарядка для пальцев обеих рук. Ребёнок должен пристёгивать и отстёгивать прищепки по краям корзины. В процессе наблюдения за работой малыша, можно с лёгкостью определить, какой руке ребёнок отдаёт предпочтение. Нельзя исправлять склонность работать левой рукой. Целесообразно приветствовать работу малыша обеими руками.

Разноцветные капли:

Материал: форма для заморозки воды с 12 отделениями, на которых отмечены 3 квадратика разных цветов (красный, синий, жёлтый); 3 пузырька с разноцветной водой (красный, синий, жёлтый), подкрашенной пищевыми красками; для каждого пузырька пипетки.

Цель этой работы заключается в том, что ребёнок должен пипеткой по капле перенести воду из пузырьков в отделения формы, понемногу наполнив их водой. Затем, таким же методом переносим воду назад в пузырьки.

Перекладывание бус с помощью пинцета:

Материал: платформа с отделениями для бус; пинцет; чашка с бусами.

Задача ребёнка – постепенно, с помощью пинцета, переложить все бусины из чашки на платформу. Эта отличная тренировка координации рук малыша, которая требует предельной концентрации внимания.

Вышивание на картоне:

Это самое элементарное упражнение для детей в рукоделии. Такие навыки, как вдевание нитки в иголку, завязывание узелка, очень сложны для ребёнка. Поэтому необходимо просто показывать или совершать манипуляции с иглой вместе с ребёнком. Во время работы малыш демонстрирует свою глубокую наблюдательность и высокую степень сосредоточения. Такая тренировка пальцев имеет огромное значение в развитии речевой деятельности ребёнка.