Составление слов из набора букв. Методика Марии Монтессори

После упражнений в распознавании звуков начинается самый важный период в становлении письма - составление слов из набора букв. В результате предшествующих упражнений, которые заключались в подготовительном рисовании, ощупывании и лепки букв, ребёнок на потенциальном уровне уже может написать буквы алфавита и простые слоги. То есть он может узнать их глазами и может изобразить эту букву пальцем в воздухе или на гладкой поверхности. Важнейшие процессы у ребёнка - письмо и чтение - происходят совместно.

Составление слов из набора букв. Работа с большим подвижным алфавитом.

Цель большого подвижного алфавита - процесс соотнесения звуков и букв и складывание на слух.

Материал:

- 4 коробки с буквами строчными. 1-я - розовые гласные; 2-я - голубые согласные; 3-я - Ъ, Ь, Й; 4-я - прописные буквы (по 4 каждой)

- зелёные таблички, разлинованные как тетрадки в одну линейку.

Ребёнок ставит такие коробки к себе на рабочее место и тренируется в составлении слов. Перед этим учитель произносит слово, а ребёнок "схватывает" его. Если учитель произнёс слово полностью, то ребёнок в свою очередь "схватывает" отдельные поразившие его звуки. Как было установлено, что дети выделяют из речи взрослого отдельные слова, основываясь не на смысл, а на звук. Легче всего воспринимается детьми тон и ритм слов, которые произносит взрослый. Человеческую речь малыши слушают с большим удовольствием. Тембр голоса говорящего играет в этом процессе большую роль. Взрослый в общении с ребёнком должен применять тихий и мягкий голос.

Упражнение с подвижным алфавитом в группе детей.

Учитель предварительно должен подобрать в корзинку несколько маленьких предметов, произношение которых начинается с твёрдого согласного звука. Например, в корзинке находятся: карандаш, машинка, лупа, скрепка, шапка. Учитель приносит в центр ковра соответствующие буквы из подвижного алфавита: К, М, Л, С, Ш. Далее учитель раздаёт эти предметы детям. После в левом верхнем углу ковра кладётся одна из букв, а дети получают задание: найти в корзинке или у кого - то в руках соответствующий предмет. Ребёнок, который нашёл нужный предмет, кладёт его рядом с буквой.

В следующий раз можно будет разнообразить игру: учитель кладёт предмет, а дети ищут букву. Так же можно заранее подобрать предметы, которые содержат в своём названии различные гласные. Или дать такое задание: услышите и выложите на ковре буквы, которые обозначают конечный звук слова.

Составление слов из набора букв (ІІ вариант)

Дидактический материал:

- буквы алфавита,

- буквы из тонкого картона (голубые) и из кожи(чёрные и блестящие), равные по форме и величине буквам из алфавита. Каждой буквы по 4 экземпляра.

- хранятся буквы в коробке, разделённой перегородками. В каждом отделении лежат все экземпляры одной и той же буквы. Отделения разных размеров, который зависит от размера букв. На дне каждого отделения приклеена буква из светлой наждачной бумаги для картонных букв, а из чёрной - для кожаных букв. Это сделано для того, чтобы ребёнок мог с лёгкостью расположить по местам буквы, ориентируясь на значок, наклеенный на дне коробки.

- картонные буквы большого размера, которые хранятся в двух ящиках. В одном - гласные, вырезанные из красного картона. В другом - согласные, вырезанные из голубого картона. Основание каждой буквы с правой стороны имеет полоску белой бумаги, которая показывает правильное положение буквы и уровень, на котором буква должна начинаться.

- наждачные таблички и ящики для букв заглавных и для цифр.

Упражнение:

Перед ребёнком учитель располагает большой ящик, в котором находятся все гласные и согласные, с которыми он ранее познакомился. Учитель отчётливо произносит слово. Например, "мама".в этом слове учитель отчётливо произносит М и повторяет этот звук несколько раз. Характерная особенность заключается в том, что ребёнок почти всегда импульсивным движением берёт"М"и располагает эту букву на столе. Учитель повторяет"МА - МА", а ребёнок в свою очередь берёт"А"и располагает рядом с"М". Далее второй слог ребёнок уже составляет без всякой заминки. Но прочитать слово, составленное таким образом, даётся с трудом. В этом случае надо помочь ребёнку, поощряя его к чтению, и почитать с ним слово 2 раза. При этом нельзя переставать произносить очень отчётливо"МА - МА". Для данного упражнения подходят любое слово, главное, чтобы ребёнок знал в отдельности буквы, из которых слово состоит.