Методика виховання дітей Монтессорі, її основні принципи

Развитие ребенка: опыт известных педагогов

В разные периоды своего развития педагогика как наука склонялась к различным пониманиям человеческой природы и методов ее воспитания. В современном мире «королем педагогических подходов» можно считать гуманистический. Но даже в одном направлении существуют меньшие течения. Одно из них – воспитание по методике итальянского врача, педагога, философа Марии Монтессори.

Как появился метод

Тяга к утверждению себя как индивидуальности привела М.Монтессори в стены медицинского вуза. Врачебная практика сперва касалась детей с врожденными отклонениями, и Монтессори, работая с детьми, начала отмечать для себя не сугубо медицинскую сторону вопроса, но и психологическую: оказалось, что даже детей с особыми потребностями можно адаптировать к полноценной здоровой жизни в обществе, но для этого следовало изменить традиционные подходы в воспитании. Методической базой для врача и педагога послужили работы Коменского, Песталоцци, Фребеля, а также исследования психологов, антропологов, генетиков того времени (начало ХХ века).
Первые годы педагогических исследований показали, что изменение авторитарной зажатой среды (тихое спокойное сидение и зубрежка) на спокойную, оборудованную соответственно физиологическим потребностям и психологическим периодам развития среду дает непревзойденные результаты.

1900 год стал поворотным в работе Монтессори, ведь ее воспитанники на государственной олимпиаде показали результаты, превзошедшие здоровых сверстников. Интерес к методу в конечном итоге привел к созданию Монтессори центра, где прошли и проходят образовательный курс будущие педагоги, воспитатели детских садов со всего мира.

Метод на практике

Методика Монтессори предусматривает, что родители и воспитатели:
1. Знают о сензитивных периодах развития ребенка и потребностях, характерных для каждого периода.
2. Подготавливают среду для самостоятельного обучения (мебель и предметы быта должны соответствовать росту ребенка; игрушки несут в себе дидактическую составляющую, изготовлены из разных материалов, всегда лежат в доступном для ребенка месте).
3. Взрослые дают ребенку свободу в выборе и продолжительности занятия, не контролируют безошибочность в исполнении, не критикуют, не сравнивают ребенка с другими детьми.
4. Делегируют обязанности: свои бытовые потребности ребенок обеспечивает самостоятельно, учить новому позволяют, в первую, очередь сверстникам, или ребятам немного старшим, а не взрослым. Взрослый помогает ребенку только в случае личной просьбы ребенка или физической невозможности что-то сделать самостоятельно.
5. Кроме свободы в действиях ребенок получает и ряд обязанностей: соблюдение порядка в игровом помещении, уважение к желаниям другого, умение организовывать собственную деятельность.
6. Дидактические материалы сами «подсказывают» ребенку о правильности или неправильности их использования (например, работа с рамками: если объект подобран не точно, то он просто не войдет в форму).
Поскольку начинала Монтессори свою работу при довольно скудных финансовых возможностях, то все ее игрушки делались ею и коллегами самостоятельно. Так, рамки и вкладыши с изображением разных животных, геометрических фигур можно сделать из обычного картона. Отличной игрушкой станет фанера, с разными прикрепленными застежками для одежды (молнии, пуговицы, булавки, кнопки), или для дверей (навесной замок, задвижка, крючок). Дидактическим материалом могут стать даже пластиковые бутылки с водой разных температур в них. Или деревянные бруски с шероховатой поверхностью. Веник, совок, ботинки и губка для ухода за ними – тоже материал для обучения.

А это работает?

Если воспитатели четко придерживаются правил любой методики, то она работает. В случае с видением воспитания Марией Монтессори, воспитывается не только здоровая самостоятельная личность ребенка с пытливым умом, но и родители. Соблюдение правил метода помогает увидеть в своем ребенке самостоятельную личность, а это понимание важно для общения и воспитания в любом возрасте.