Упражнения на формирование самообслуживания у детей

Родители очень часто, сами того не замечая, стараются опередить детей в формировании их самостоятельности. Взрослым намного удобнее самим одеть ребёнку колготки и завязать шнурки, чем дать такую возможность ребёнку. Многие родители не задумываются, что такие бытовые упражнения на формирование навыков самообслуживания у детей, необходимы в первую очередь ему.
Мария Монтессори утверждала, что упражнения на формирование навыков самообслуживания у детей есть не что иное, как "упражнения образовательной гимнастики", которые подготавливают пальчики ребёнка для последующего овладения письмом, способствуют координации их движений, концентрации внимания; участвуют в тренировке ловкости и аккуратности. Предлагаем несколько упражнений на формирование таких важных навыков.

Работа с рамкой и пуговицами.


Материал: деревянная рамка, которая состоит из двух половинок ткани, соединённых вертикально прорезанными петельками и пуговицами. Есть рамки двух видов: с большими и маленькими пуговицами. Рамка с большими пуговицами формирует у ребёнка умение застегивать верхнюю одежду. Рамка с маленькими пуговицами упражняет ребёнка в застёгивании и расстёгивании нижнего белья, рубашек и блузок.
Цели:
- прямая: учить самостоятельности в застёгивании пуговиц на одежде;
- косвенная: тренировать пальчики рук; координацию движений; концентрацию внимания; научить освоению последовательности действий; осуществлять постепенную подготовку к письму; создание нового шага ребёнка в независимости от взрослых.
Презентация: учитель и ребёнок размещают рамку с пуговицами в центре рабочего места. Учитель медленно пошагово демонстрирует, как правильно сверху вниз расстёгивать пуговицы: оттягивается петля, вставляется в нее пуговица, потом она вынимается из петли. Закончив расстёгивать третью пуговицу, учитель передаёт работу ребёнку. После того как ребёнок расстегнул все пуговицы, учитель демонстративно откидывает обе половинки ткани, показывая таким образом детям, что первая часть работы уже выполнена правильно. Затем две половинки ткани складываются в центр. Учитель застёгивает рамку, совершая движения от петли к петле и просовывая в них пуговицы. Третью и последующие застежки ребёнок уже выполняет самостоятельно. Для проверки правильности задания учитель кладёт ладони на половинки и растягивает их в стороны.
В процессе выполнения этого упражнения, происходит изучение новых слов: рамка, ткань, петля, половинки ткани, застёгивать, расстёгивать, пуговицы, большая и маленькая.
Возраст: от 3 лет.

Работа с рамкой со шнурками.

Материал: деревянная рамка, состоящая из двух половинок ткани или мягкой кожи. В центре ткань по всей длине соединена шнурком, который сплетён благодаря окантованным металлом дырочкам.
Цели:
- прямая: научить ребёнка шнуровать ботинки; проводить необходимые манипуляции со шнурками;
- косвенная: способствовать формированию координации движений, концентрации внимания, последовательности действий, развитию пальцев рук; упражнять детей в счёте, считая дырочки на коже.
Презентация: задача заключается в том, что необходимо развязать шнурки и расшнуровать их. Учитель развязывает бантик, взявшись за концы шнурка и растягивая их в стороны. Потом он при помощи двух пальцев поддевает узелок и, совершая движения вверх и вперёд, развязывает его. Шнурки расходятся в стороны. Затем шнурок выдергивается по одному из дырочек. Учитель демонстрирует работу медленно, пошагово. Третью пару дырочек ребёнок пробует самостоятельно. После того как ребёнок выполнил работу, учитель раскладывает ткань по периметру рамки и оттягивает половинки ткани в стороны, показывая таким образом, что первая часть работы выполнена правильно. Потом учитель соединяет половинки ткани по центру, вдевает в верхние дырочки концы шнурка, сложенные пополам и начинает вторую часть работы - шнуровку. Учитель совершает движения сверху вниз. Над третьей парой дырочек ребёнок работает самостоятельно. Далее следует работа над бантиком. Учитель, перекинув концы шнурка в противоположные стороны (правый конец должен оказаться сверху), делает из левого шнурка большую петлю, в эту петлю он просовывает конец правого, повёрнутого по часовой стрелке. Учитель растягивает шнурок за концы и образуется узелок. Завязывается бантик: из левого конца шнурка делается большая петля. Учитель берёт правый конец за середину и обводит эту петлю по часовой стрелке, потом продвигает шнурок в петлю по большому пальцу левой руки. Бантику придаётся правильная форма.
Возраст: 3 - 4 года.
Упражнения на формирование навыков самообслуживания у детей в Монтессори - садах включают в себя следующие аналогичные упражнения:
- работа с рамкой с кнопками;
- работа с рамкой с крючками и петлями;
- работа с рамкой с ремнями и пряжками;
- работа с рамкой с бантами;
- работа с рамкой с застёжкой "молния";
- работа с рамкой с английскими булавками.
Все эти упражнения на развитие навыков самообслуживания можно также проводить в домашних условиях, используя покупной похожий дидактический материал или изготовив самостоятельно.